Yodda - новости регионов России

«Амуры в снегу» или, Устарел ли Фонвизин?

17.11.2016, 5:57

Чтобы сохранить художественную целостность постановок и качественное восприятие театрального искусства, Брянский театр драмы имени А.К.Толстого, отказавшись от кратковременных гастролей по районам области, с февраля нынешнего года осуществляет арт-проект «Театральные субботы». В рамках проекта показываются лучшие спектакли драмтеатра в дневное время по субботам - для удобства зрителей, приезжающих из самых отдалённых уголков Брянщины, чтобы приобщиться к театральному искусству.

В субботу, 5 ноября, жители нашего района смогли по достоинству оценить спектакль «Амуры в снегу» Юлия Кима и Леонида Эйдлина, музыкальную комедию по пьесе Дениса Фонвизина «Бригадир». Премьерные спектакли «Амуры в снегу» прошли в театре летом 2014 года - при аншлагах.

Постановка буквально ошеломляет грандиозными вокально-хореографическими темами персонажей. Хор (балетмейстер Ирина Шаронова) выступает полноправным действующим лицом спектакля со своим отношением и к героям пьесы, и к её автору - Д.Фонвизину, знакомому нам ещё по школьной программе по «Недорослю».

Казалось бы, как можно «совместить» на одной сцене, в одном действии атмосферу дворянского быта XVIII века и более чем современные вокал и танцы? На этот вопрос прекрасно ответил в одном из интервью композитор Григорий Ауэрбах (Москва), написавший музыку к «Амурам в снегу»: «…Читаешь про двухсотлетнюю старину, а такое впечатление, будто всё происходит сейчас. Вот такие родители, вот такие дети, вот такая любовь, вот такая ревность, обман и так далее, ничего ведь не меняется…» По задумке авторов, главная тема спектакля - тема любви. И неважно, какие формы принимает эта самая любовь.

Всё смешалось в доме статского советника Артамона Власьевича (заслуженный артист России Александр Кулькин) и его жены Авдотьи Потаповны, когда в гости к ним прибыла семья Игнатия Андреевича, бригадира, желающая женить сына Ивана на дочери Советника - Софье. И всё сразу пошло не так, как планировалось. Хозяин дома, Советник, влюбляется в жену гостя, Бригадира, - Акулину Тимофеевну (заслуженная артистка России Марина Финогенова); Бригадир «глаз положил» на хозяйку дома; Советница же «строит амуры» сыну Бригадира Ивану, помешанному на всём французском, и тот отвечает ей пылкой взаимностью; а невеста Ивана Софья любит своего учителя Добролюбова… Короче, амуры сошли с ума и начали пускать свои стрелы куда попало. На то она и комедия - от комедии нравов до комедии положений.

Чтобы проникнуться духом музыкального спектакля «Амуры в снегу», нужно вспомнить значение слова «эклектика» применительно к театральным постановкам. Если гротеск, фарс и клоунада зрителю по душе, если он приветствует смешение жанров и его не коробит, когда он в комедии слышит мотив военного марша «Прощание славянки», то постановкой он останется доволен.

Ну, а того, кто и в музыкальной комедии пытается найти глубинный смысл и радуется, что Станиславский не дожил до подобного новаторского и оригинального прочтения Фонвизина, вполне может удовлетворить прекрасная и стильная игра ведущих (артисты Сергей Макухин и Ирина Ходус). Они и танго замечательно танцевали в интермедиях, и переводили зрителям «с французского», на котором то и дело пытались говорить Иван и Советница.

Впрочем, и 227 лет назад, в 1769 году, когда была написана пьеса «Бригадир», произведение считалось реформаторским. И, пожалуй, более сатирическим, чем комедийным. Фонвизин высмеивал повальное увлечение всем французским (в лице Ивана и Советницы), «солдафонство» грубых и неотёсанных офицеров (в лице Бригадира), взяточничество и ханжество (в лице Советника). Пьеса стала сенсацией. Читатели находили её бесконечно смешной, а Павел I, взойдя на престол, отменил воинское звание «бригадир», так как из-за пьесы Фонвизина его перестали воспринимать всерьёз. Истинное новаторство пьесы в том, что главные герои названы не по имени, а по должности или социальному статусу: без должности они - ничто. Фонвизин в «Бригадире» безжалостно ломал клише и шаблоны классицизма, который предпочитал содержанию форму. Смысловая нагрузка пьесы с её примитивной моралью не кажется нам глубокой, но, вероятно, автор к ней и не стремился, сосредоточившись на разрушении театральных условностей того времени. Сюжетец-то и впрямь незначительный: банальное волокитство, которое и любовью-то назвать нельзя.

В XXI веке, при сохранении, как говорится языка (текста) оригинала, новаторство режиссёра Бориса Гуревича (г. Санкт-Петербург) превзошло самые смелые ожидания зрителей и критиков. Брянский зритель увидел новый, музыкальный подход к первоисточнику: в спектакле использовано около двух десятков разнообразных музыкальных сцен. И это стоит увидеть. На это стоит посмотреть. Услышать фразы о высокой и не очень любви языком восемнадцатого века («Я объявляю вам любовь…») на фоне декорации, изображающей светящуюся электричеством Эйфелеву башню в Париже, и танцующего в джинсах хора, и не восхититься, просто невозможно. И даже ощутить в какие-то мгновения глубину «3D»: взгляд в далёкое, такое нереальное, прошлое, - и оно, прошлое, вдруг становится актуальным, выпуклым. Такое возможно только в театре…

Любовь ГАМКОВА
Источник: rgmgl.ru
16.05.2016, 16:20

В Брянске на фестивале «Славянские театральные встречи» встретятся 11 трупп

11 театральных трупп поучаствуют в фестивале «Славянские театральные встречи» в Брянске. Как сообщает пресс-служба регионального департамента культуры, брянская драма примет артистов из Гомеля, Гродно..

20.03.2017, 3:12

Рязанцы нарисовали на снегу пятикилометровый портрет космонавта. Видео

Рязанцы нарисовали на снегу портрет космонавта Алексея Леонова длиной в пять километров. Соответствующий ролик опубликовали на видеохостинге YouTube. Авторы посвятили рисунок годовщине перво..

16.03.2017, 16:14

О плюсах и минусах летнего отдыха на Татышеве спрашивают красноярцев

Жителей Красноярска спрашивают, как им отдыхается на острове Татышев, как они оценивают здесь инфраструктуру и что нужно для его развития.  Мэрия Красноярска предложила горожанам высказаться..

26.04.2016, 14:41

В кемеровской исправительной колонии открыли театральный сезон

Театр-студия «Камелек», действующая при исправительной колонии особого режима №29, открыла одиннадцатый по счету театральный сезон. Если раньше заключенные брались за классику – Фонвизин, Гог..

© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@jjew.ru

Мнение редакции интернет сайта jjew.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования